С 1 апреля стоимость ОСАГО начнет рассчитываться по-новому: для некоторых водителей полис станет дороже. Кроме того, страховщики в очередной раз изменят цены в справочниках запчастей. Что еще изменится для автомобилистов весной 2022 года?
Этой весной автолюбителей ожидают масштабные изменения в ОСАГО. Нововведения связаны как с ранее запланированными реформами, так и с экономическими последствиями, вызванными ситуацией в Украине. Кроме того, водители с нетерпением ждут сезонных событий и новых штрафных санкций.
Autonews.ru составил подробный список того, что изменится с 1 апреля и в ближайшее время после этой даты.
Меняется расчет стоимости ОСАГО: для попавших в аварию водителей цена станет выше
С 1 апреля 2022 года начнут действовать новые коэффициенты страхового тарифа бонус-малус -КБМ-. Чем меньше раз водитель попадет в аварию, тем ниже будет этот коэффициент и тем ниже будет цена страховки. Это изменение планировалось давно: 29 декабря 2021 года вышло указание ЦБ о новых ставках ОСАГО.
Минимальный коэффициент, по которому рассчитывается размер страховой премии, снизится с 0,5 до 0,46. Максимальная скидка за безаварийное вождение увеличится на 4% и составит 54% по сравнению с 50%.
Для водителей экстренных служб, виновных в ДТП, максимальное значение ССЗ, напротив, значительно повышено: до 3,92 против 2,45. По мнению страховщиков, корректировка коэффициента «бонус-малус» актуализирует стоимость ОСАГО в соответствии с запросами рынка. Они также должны будут поощрять безаварийное вождение.
Как пояснили Autonews.ru в ППШ, при прочих равных условиях цена полиса ОСАГО для безаварийного водителя будет на 8% меньше по сравнению с действующей минимальной ценой для него. Минимальный коэффициент, как и сейчас, будет у водителей, не допустивших ДТП по своей вине в течение 10 лет. Максимальный MSC могут получить владельцы автомобилей, виновные в авариях три и более раз в течение года.
Коэффициент страховых тарифов исходя из количества страховых случаев, совершенных страховщиками в предыдущие периоды (далее — коэффициент КБМ) определяется по следующей таблице (Источник — ЦБ)
Настоящую КБМ страховщики будут применять с 1 апреля 2022 года при расчете страховой премии по договорам ОСАГО, заключенным до 31 марта 2023 года включительно.
КБМ является одним из основных параметров для расчета страхового тарифа ОСАГО. Чтобы понять, сколько придется платить автолюбителю, работает следующая формула: базовая ставка х территориальный коэффициент х КБМ х коэффициент возраста и стажа х коэффициент, связанный с количеством водителей, допущенных к вождению х коэффициент мощности двигателя и другие технические характеристики х коэффициент сезонный.
Например, если водитель имел пятый класс КБМ (КБМ = 0,9) и стал виновником ДТП в течение года, то по состоянию на 1 апреля 2022 года его класс КУМ будет третьим, а значение КБМ = 1.17. Если вы стали виновником ДТП два раза в год, то вам будет присвоен первый класс КБМ, а коэффициент будет равен 2,25.
«За первое полугодие 2021 года количество безаварийных автовладельцев увеличилось на 3,3 млн по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Подавляющее большинство, более 94% водителей, получили скидку по ОСАГО в размере 5% и более», прокомментировал исполнительный директор Российского союза автомобильных страховщиков (РСА) Евгений Уфимцев.
Запрет дорогих автомобилей из Японии
С 5 апреля 2022 года власти Японии вводят запрет на ввоз в Россию предметов роскоши. Штрафы будут применяться, в том числе к автомобилям премиум-класса стоимостью 6 миллионов иен (49,2 тысячи долларов по текущему обменному курсу) и мотоциклам стоимостью более 600 тысяч иен (4,9 тысячи долларов). Об этом сообщил министр экономики, торговли и промышленности страны Коити Хагиуда, передает Reuters.
Ранее премьер-министр Японии Фумио Кисида объявил о запрете поставок в Россию предметов роскоши. Под такие запреты может попасть большая часть модельного ряда бренда Lexus. Например, модель Lexus LX в Японии стоит от 10,348 млн рублей (120 000 долларов по курсу на 30 марта). На некоторые модели Infiniti также распространяются ограничения, например на QX80. Что касается Toyota, то у этой компании могут возникнуть проблемы с импортом Land Cruiser 300.
Новые справочники на запчасти для ремонта по ОСАГО и каско
В скором времени АСР совместно с ЦБ доработает и выпустит новые справочники запчастей для расчета стоимости ремонта автомобилей по полису ОСАГО и каско.
19 марта PCA уже публиковала такие рекомендации, но не успела справиться с резким ростом цен на запчасти, произошедшим в конце февраля-начале марта. В итоге оказалось, что выбор денежной компенсации ОСАГО для автомобилистов стал крайне нежелательным решением – был риск получить расчет по старым ценам, которого просто не хватит на ремонт. В ППШ посоветовали водителям выбирать именно направление ремонта до выхода в свет нового комплекта справочников.
Фото: Андрей Никеричев/АГН «Москва»
Дело в том, что некоторые производители (например, Bosch) заморозили работу в России. Поэтому, по мнению страховщиков, ориентироваться на их цены в марте 2022 года нецелесообразно. Ведь получить эти детали в ближайшее время будет просто нереально. Страховщики оценят предложения на рынке, а также цены новых поставщиков (если таковые имеются). Кроме того, при ремонте допускается использование бывших в употреблении деталей.
Новые причины для подорожания ОСАГО
Как пояснили в пресс-службе ППТС, сохранение прежних цен в справочниках помогло сохранить стоимость ОСАГО на прежнем уровне. С приходом новых справочников цена ремонта ОСАГО будет дороже. А это, как не исключают участники страховой отрасли, приведет к новой волне роста цен на полисы ОСАГО.
Технически это можно сделать в рамках действующего тарифного коридора: для частных автомобилистов, управляющих легковым автомобилем, базовый тариф установлен в диапазоне от 2224 до 5980 рублей. На мотоциклы, мопеды и легкие квадроциклы — от 438 до 2013 руб.
Фото: Кирилл Зыков/АГН «Москва»
Есть еще одна причина, по которой цена на ОСАГО может вырасти. ЦБ после предложения правительства с 4 марта 2022 года получил право пересматривать действующие ставки ОСАГО по мере необходимости; до вступления в силу соответствующего закона это можно было делать только один раз в год.
Рейды ГИБДД по техосмотру
С приходом весны ГИБДД будет гораздо чаще проводить профилактические мероприятия «Технический осмотр». Чем больше в регионе аварий по вине водителей без техосмотра, тем больше будет контроль. Например, Инспекция Нижегородской области сообщила, что количество ДТП с неисправными транспортными средствами, на которых запрещено эксплуатировать, увеличилось на 45%.
Правоохранители напомнили, что с 1 марта 2022 года штраф за вождение автомобиля без карты технического осмотра увеличен до 2000 рублей. Кроме того, в УГИБДД Нижегородской области напомнили, что владельцы личных автомобилей должны проходить техосмотр с января 2022 года:
- при регистрации автомобиля старше 4 лет;
- при смене владельца автомобиля старше 4 лет;
- при внесении изменений в конструкцию автомобиля или замене его основного узла.
Кроме того, от технического осмотра не освобождались водители, которые используют автомобиль не только в личных целях, например в качестве такси, для перевозки пассажиров или в служебных целях. В этом случае техосмотр обязателен.
При выявлении фактов вождения без диагностической карты сотрудниками ГИБДД составляется протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1.1 статьи 12.5 КоАП — штраф в размере 2 тыс рублей.
Смена резины на летнюю
По словам научного руководителя Российского гидрометцентра Романа Вильфанда, летняя резина актуальна только при стабильной температуре от +5 до 7 градусов. Такая температура характерна для второй половины апреля.