В дальнейшем переход на Евро-2, а точнее, полный отказ от всех этих стандартов пойдет только на пользу: в России возможно появление «лицензионных» двигателей прошлых лет, от которых отказались в других странах. Однако в ближайшее время не исключено, что проблемы возникнут даже у рядовых автомобилистов.
КамАЗ полностью переходит на российские отечественные двигатели и топливную аппаратуру, вместо недоступных импортных систем Common Rail устанавливаются механические топливные насосы высокого давления (ТНВД) производства Ярославского завода дизельного оборудования. Все остальные компоненты грузовика тоже местные, конечно, если это возможно. Производство резко сократилось, но автомобили сходят с конвейера.
Гораздо хуже дела обстоят в Нижнем Новгороде, где среднетоннажные грузовики комплектуются продукцией Ярославского моторного завода, в основном двигателями ЯМЗ-534. У них у всех импортные топливные комплекты, а без них они просто куски мертвого металла.
Проблемы есть и в Миассе, и тоже из-за двигателей ЯМЗ. У них нет отечественной топливной аппаратуры либо в принципе, либо она просто не производится. После того, как запасы импортных комплектующих будут исчерпаны, эта компания остановится.
Какой-то выход, без сомнения, вы найдете. Если, конечно, захотят, и если палки в колеса не вставят «олигархи», владеющие компаниями. А эти могут…
Если брать автомобили, ситуация не лучше. За АвтоВАЗ теперь отвечают французы, и вроде бы они должны обеспечить поставку систем впрыска в двигатели. К счастью, все они бензиновые и все они достаточно простые. А вот в Ульяновске проблемы — скоро не останется ЭБУ двигателя ЗМЗ-406 — единственного силового агрегата для «русских джипов». Это «мозг».
Более того, даже если они будут найдены, например, заказаны в Китае, это не решит проблему выпуска отечественных внедорожников. На предприятии было ликвидировано производство механических коробок передач и раздаточных коробок (РК), на их место поставили импортные агрегаты, которые также скоро исчезнут. Про АКПП и говорить нечего, японцы уже прекратили ее отгрузку.
Системный переход некогда самодостаточных советских автозаводов на «отвёрточную сборку» из иностранных комплектующих нельзя охарактеризовать иначе, как разрушением. И у него есть конкретные виновники: те самые миллиардеры, которые в настоящее время владеют этими компаниями. Так или иначе, с ними придется разбираться государству, сейчас не о них. Я имею в виду, не они.
Непонятно, как будут решаться все эти проблемы. Но их нужно решать. В противном случае нам всем придется пересаживаться на телеги, разводить лошадей и завозить ослов из Средней Азии.
«Незамедлительно, прямо сейчас мы должны принять решение о реиндустриализации в России. И первое, что нужно сделать немедленно, это создать в каждой отрасли институты развития, то есть фонды развития промышленности. Которые давали бы компаниям кредиты на проекты импортозамещения по ставке 1-3% в год. А во-вторых, заставить ЦБ их финансировать», — говорит глава Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты РФ Владимир Гамза.
Кроме того, реиндустриализация без эксцессов, без ухода в высокие технологии, к чему продолжает стремиться Россия. Простые, нестандартные, проверенные решения, известные своей надежностью и простотой реализации. И без евростандартов! Ведь их вводят не для защиты природы, а для продажи более сложной машины: более дорогой и менее ремонтопригодной. «Одноразовый». Кстати, больше всего от одноразовых вещей страдает природа. Природу России надо беречь.
«России нужны легкие дизеля с механическим ТНВД. Простые — без электроники, «безмозглые», неприхотливые и недорогие, просты в обслуживании и ремонте. И наладить свое производство тоже не проблема. Кстати, китайцы тоже. Но сегодня мы приняли экологические нормы Евро-4, движемся к Евро-5. Для больших городов это, наверное, разумно, но в провинции, я уверен, не стоит. Ничего страшного не произойдет, если эти евро будут брошены за пределы «миллионеров». Однако это необходимо решать на законодательном уровне. И пока я не вижу здесь никаких перспектив», — сказал великий конструктор Петр Прусов, обсуждая вопрос о дизеле для «Нивы».
У китайцев очень хорошо с электроникой, однако массово выпускают простые дизеля, например Nissan QD32 (QD32T). Чугунный блок, чугунная головка блока цилиндров, нижний вал, механический ТНВД и одно рабочее колесо. Или без турбины. Фантастическая надежность, эффективность и простота обслуживания. И ноль электроники, что для России особенно важно. Двигателей этого типа, как для легковых, так и для грузовых автомобилей (например, ОМ364-ОМ366) в мировом автомобилестроении достаточно. Наладить его производство в России несложно. Деньги все еще там. Было бы желание.
Будем надеяться, что наши чиновники осознают серьезность ситуации и все-таки возьмутся за работу. Потому что теперь им некуда бежать. И «шутить» дома уже не стоит, в случае обострения социальной ситуации из-за очередного массового хищения бюджетных средств решится их судьба.
А теперь поговорим о том, как действовать простому автомобилисту в сложившейся ситуации. Кто привык, что его любимая иномарка регулярно обслуживается в техцентре и там меняют всевозможные сложные запчасти.
«Чем проще ваша машина, тем лучше. Собственно, так было всегда, люди избалованы, все привыкли к АКПП, климат-контролю и прочим АБС. Готовьтесь, скоро все это не будет работать. Фирменные расходники исчезнут (уже исчезли…), останутся только заменители всякие, и по большей части «остатки», низкого качества. Современное оборудование и так одноразовое, но в условиях такой жесткой эксплуатации оно выйдет из строя в два-три раза быстрее», — говорит совладелец подмосковного автосервиса.
Вытаскивать пожилых родственников из гаража и приводить в порядок советские Жигули пока рано, но и лишним не будет. Запчасти в полном порядке, «импортозамещение» полное, конструкция вполне надежная. Да и то делали это добросовестно.
Выживает не только сильнейший, но и самый умный, поэтому серия простых, но «непопулярных» советов поможет вам оставаться на вершине. То есть с рабочим автомобилем.
— Автомобили с небольшими мощными двигателями имеют крайне малый ресурс, порядка 100-120 л.с для бензинового двигателя в районе 1,5-1,6 литра — это норма. Дальше уже плохо. Лучше продать «модную» мощную машину и перейти на что-то поскромнее. И надежнее.
— АКПП, вариаторы и «роботы» — это, конечно, удобно и «круто», но, увы, при отсутствии хороших расходников они обречены. Поэтому «механика» рулит.
— Сложные системы впрыска, турбины, электронные системы распределения крутящего момента и прочие «навороты» требуют ухода. Они тоже не резиденты. Если у вас полный привод, то РК механическая, двигатель лучше «атмосферник», и с простейшей топливной аппаратурой. Это касается как бензиновых, так и дизельных двигателей.
Исходя из вышеперечисленных критериев, подходят автомобили, выпущенные на рубеже веков. Да, они отнюдь не новые, но до сих пор вполне живые и крайне просты в обслуживании. Кроме того, можно использовать и отечественные запчасти, что в настоящее время имеет большую ценность.
А с блестящей иномаркой, имеющей 1,2-литровый двигатель мощностью 150-160 л.с., лучше попрощаться. Через год она станет недвижимостью, причем отнюдь не элитарной. Но пока она едет и радует глаз. Продавать. Дураков много, они купятся. Законы Дарвина должны работать, а те, кому лень учиться, должны за это платить.
Да, купленная «новая и старая» легковушка (внедорожник) «отличной» не будет. Зато она будет регулярно брать его по делам, помогать по хозяйству и в случае форс-мажора спасать ему жизнь. Вы все еще можете купить это снаряжение, и в хорошем состоянии, потому что оно «вышло из моды». Этим стоит воспользоваться.
А теперь вам нужно хранить свою покупку обратно в гараж. Как вариант — на охраняемой стоянке или за высоким забором частного дома. Ожидается рост грабежей.
«Преступники будут угонять часть автомобилей исключительно с целью анализа; учитывая дефицит и удорожание запчастей, это будет очень прибыльный «бизнес», заветный злоумышленниками», — поясняет Антон Шапарин, представитель Национального Автомобильный союз.
СВПРЕССА — 27.03.2022 в 00:40