Все автолюбители знают, что вождение связано с изрядной долей случайности. Изменяющаяся дорожная ситуация, с множеством перестроек, поворотов, остановок на светофорах, выездов со дворов или парковок требует предсказуемости от всех без исключения участников дорожного движения в соответствии с Правилами дорожного движения (ПДД). Но каждый, кто водит автомобиль, неоднократно сталкивался с ситуацией, когда его «подрезают», резко тормозят впереди или обгоняют на большой скорости, опережая на несколько сантиметров. Кроме того, приходится терпеть безнаказанность за неправильное вождение, поэтому путешествие часто напоминает игру в русскую рулетку».
Эксперты единогласно утверждают, что эти неподходящие водители, мягко говоря, вносят существенный вклад в один из самых высоких в Европе показателей смертности на наших дорогах. Дмитрий Давыдов, автор проекта 20 идей развития России, бизнесмен и общественный деятель, вспоминает, что только в прошлом году на дорогах России погибло более 16 тысяч человек, то есть 10,9 человека на 100 тысяч жителей в относительном выражении. Между тем в ЕС этот показатель составляет 4,2 человека на 100 000 жителей. Сравнение наглядно показывает, что в практике борьбы с нарушениями ПДД есть нормативные «черные дыры», которые необходимо срочно закрыть. Понятно, что здесь требуется законодательная поддержка государства. К счастью, в новом составе Государственной Думы РФ достаточно квалифицированных специалистов, способных разработать необходимую правовую базу против неправомерного вождения. Единственное, что сейчас есть в распоряжении ГИБДД, — это штраф за разговоры по телефону за рулем. Это недопустимо мало, что лишь подчеркивает важность принятия соответствующих нормативных актов на государственном уровне.
Однако создание законодательной базы не обязательно начинать с нуля.
Напомним, что в ПДД от 30 мая 2016 года термин «опасное вождение» был введен специальным постановлением правительства. В нем в соответствии с дополнением, внесенным в пункт 2.7 ПДД, понимается «неоднократное совершение одного или нескольких последовательных действий, если эти действия повлекли за собой создание водителем в процессе движения ситуации, при которой его движение и (o) движение других участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или травмирования людей, повреждения транспортных средств, сооружений, груза или иного материального ущерба».
Особо отметим, что статистика дорожно-транспортных происшествий в России показывает, что с введением понятия «опасное движение» ситуация с безопасностью дорожного движения улучшилась. Это означает, что наша страна движется в правильном направлении. Таким образом, число умерших выросло с 23 114 человек в 2015 году до 16 152 в 2020 году. Но эти цифры по-прежнему неприемлемо высоки по стандартам ЕС. В связи с этим возникает вопрос: что еще есть в ПДД стран ЕС, что не указано в нашей стране?
Начнем с Испании: существует правило, согласно которому водители могут быть наказаны за ношение неподходящей обуви за рулем. В запрещенный список входят школьные доски, каблуки, танкетки, тапочки и многое другое. Нарушение карается штрафом от 80 до 200 евро (6600-16600 рублей), что положительно сказалось на статистике аварийности Пиренейского полуострова.
Между тем, в российских социальных сетях можно найти множество комментариев, демонстрирующих необходимость подобного запрета в нашей стране. Так, 17 августа в Екатеринбурге девушка на четырехдюймовых шпильках попала во двор в массовое ДТП. Свидетель сообщил, что женщина в машине не могла плавно управлять автомобилем и явно превышала скорость. К тому же маты у них были не резиновые, а тряпичные, что, конечно, ухудшало управляемость.
Наверное, многие летом на заправках видели картину людей всех возрастов, заправляющихся бензином, стоящих на сланцах. Особенно это распространено на курортах Краснодарского края, когда после пляжей едут в отели. Здесь логично привести специальное исследование, согласно которому при перемещении ноги с одной педали на другую обувь (кроссовки, сланцы), свободно скользящая на ноге, увеличивает тормозной путь на 0,13 секунды. При скорости, например, 97 км/ч эти дополнительные доли секунды означают дополнительные 3,5 метра тормозного пути, что может стать фатальным с последующей санкцией по ст. 264 УК РФ от 13.06. /1996 N 63-ФЗ (с изменениями от 30.12.2015) в качестве виновного ДТП со смертельным исходом. Тогда будет стыдно за погибшего и водителя, сидевшего за рулем на опасном скользком сланце. Если бы «испанские» правила были прописаны в ПДД.
Конечно, отдельного наказания заслуживают водители с голым торсом и пассажиры, положившие ноги на переднюю панель. Психологи отмечают, что типичный автомобилист, внезапно увидев обнаженную верхнюю часть тела другого водителя в соседней машине, на какое-то время растеряется. Вас шокирует нестандартность ситуации или нарушение моральных устоев. Скорее всего, через пару секунд он восстановится, но этого может быть достаточно, чтобы произошла авария.
В самой Испании по этой причине запрещено водить машину в купальнике. Другими словами, дорога не любит непредсказуемости во всем, в том числе и во внешнем виде участников дорожного движения. Даже если жарко, лучше оставаться в одежде, чем стать причиной несчастного случая.
Другое опасное вождение в ЕС включает вождение в наушниках. Дело не столько в том, что водитель не слышит сигнал соседнего автомобиля, вой пожарной машины или сирену скорой помощи (хотя это очень важно), меломан не сможет сконцентрироваться на Ситуация под рукой. Это внешне безобидное увлечение, как показывают многочисленные европейские исследования, вносит свою лепту в печальную статистику аварий.
В целом накопленный зарубежный опыт борьбы за выживание на дорогах показывает, что водитель при маневрировании или изменении скорости не должен отвлекаться на посторонние дела. Так, во Франции наложат штраф в размере €135 (или 12 тыс на одну секунду. В Пятой республике с 1 июля 2015 года громкая музыка и макияж за рулем также считаются опасным вождением, так как дезориентируют. Наказывают за это полноценным евроштрафом в €75, что на наши деньги составляет 6,2 тысячи рублей.
Кстати, в 2020 году в нашей стране был проведен социальный опрос, в результате которого выяснилось, что у 3% опрошенных причиной ДТП по их вине стало отвлечение внимания. А еще 49% признались, что имеют привычку отвлекаться от дороги, причем 5% сообщили, что часто отвлекаются. Учитывая, что в стране зарегистрировано 56,2 млн автомобилей, эти результаты впечатляют.
В этом смысле, наряду с вышеупомянутыми «испанскими» штрафами, «французский» штраф за посторонние предметы в руках водителей не кажется чрезмерным.
«В нашей стране, к сожалению, эти «мелочи», за которыми гибнут или калечатся человеческие жизни на дорогах, не доходят до законодателей», — отмечает автор проекта «20 идей развития России». — Не секрет, что странные действия и вещи за рулем напрямую отвлекают от дороги не меньше, чем разговоры по телефону руками. В то же время отсутствие запрета на такие действия формирует у граждан, которые спешат заниматься странными видами деятельности за рулем, дурную и опасную привычку. Четко сформулированная позиция закона о том, что не стоит отвлекаться на еду и косметику из соображений безопасности, может изменить поведение в обществе. И позже».
Именно поэтому, по мнению бизнесмена, статью об опасном вождении следует расширить с учетом российской и зарубежной практики. Давыдов убежден, что необходимо предусмотреть ответственность за езду в опасной обуви. Это первое! Во-вторых, исходя из опыта Франции и Великобритании, следует ввести высокие штрафы за любой предмет, который водитель держит в руках во время движения. Тогда будут запрещены не только перекусы и нанесение макияжа на полной скорости, но и любые манипуляции со смартфоном. В-третьих, учитывая, что в список рисков возникновения ДТП входит музыка или другой аудиоконтент в наушниках, необходимо заставить водителей ездить без них.
Если эти правила будут приняты, можно не сомневаться, что в ближайшие три-пять лет в России резко снизится количество дорожно-транспортных происшествий и смертность на дорогах.
СВПРЕССА — 27.03.2022 в 06:40