Китайские компании могут захватить российский авторынок, который в одночасье «очистили» от западных марок. Качество машин китайского производства уже давно не уступает европейским, а вот стоимость намного ниже. Сегодня в Китае более 50 производителей автомобилей, поэтому рынок можно насытить всеми возможными моделями, от мотоциклов до грузовиков.
Продажи китайских автомобилей уже удвоились
Доля китайских автомобилей на российском рынке в начале текущего года увеличилась на 7%, по оценке агентства «АВТОСТАТ». Кроме того, доля «китайцев» неуклонно растет, несмотря на то, что в последние годы весь российский рынок падает. В 2021 году в России было продано почти 116 000 китайских автомобилей, что в два раза больше, чем в 2020 году. А только за январь в России было продано более 10 000 китайских автомобилей.
Кроме того, западные бренды уже давно сталкиваются с проблемами, которые сейчас только усугубляются: глобальный дефицит комплектующих и простои крупных заводов. Еще до начала этого года «Автостат» прогнозировал дефицит автомобилей на российском рынке в размере 10-15.
Вынужденное закрытие крупных заводов, о котором объявили производители, работающие в России (Nissan, Toyota, KIA, Hyundai), лишь усугубило давно наметившуюся тенденцию. Второй тренд – рост продаж китайских автомобилей – тоже давно описан.
Китайские автопроизводители уже давно расширяют свой модельный ряд для российского рынка и расширяют свою дилерскую сеть. И хотя китайские автомобили (а также европейские, американские, южнокорейские или японские) будут расти в условиях девальвации рубля, цены все равно будут предпочтительнее, чем у конкурентов.
«Первую любовь» развезли из Китая по всему миру
Словосочетание «китайский автомобиль» уже давно не имеет отрицательного значения. Бестселлером среди китайских автомобилей в России стал Haval Jolion, название которого переводится с китайского как «Первая любовь». Такое лидерство объясняется тем, что китайский внедорожник производится в России: в апреле прошлого года Haval открыла первый китайский завод в Тульской области.
Завод может выпускать 150 000 автомобилей в год, что покроет почти 15% всех потребностей российского рынка в автомобилях.
В России (да, как и во всем мире) более 80% продаж приходится на три марки автомобилей: Haval, Chery и Geely. Другими известными китайскими брендами далеко за пределами Китая являются Exeed, Changan, FAW, DFM, GAC, Great Wall, TANK, Karry и многие другие.
Автомобильная промышленность Китая быстро развивалась в последние десятилетия. Допустим, Great Wall уже построила 3 исследовательских центра, в самом Китае, а также в Японии и Индии. В случае более активного выхода на российский рынок, очевидно, такой же центр может появиться и в России.
Great Wall нужны научные исследования, чтобы полностью локализовать производство, то есть не зависеть от иностранных комплектующих. Сейчас в китайских автомобилях почти вся «начинка» китайская — от двигателя и коробки передач до дверных замков и подушек безопасности.
Например, производитель Chery в 1997 году создал двигателестроительную корпорацию ACTECO. А сегодня китайский двигатель использует даже американский производитель сельхозтехники John Deere.
«Красное знамя» летит из Скандинавии в Великобританию
Сегодня в Китае насчитывается более 50 автопроизводителей, многие из которых принадлежат государству. Мало кто понимает, что государству даже принадлежат такие модные бренды, как Maxus или Hongqi. Они пока мало известны российскому покупателю, но, судя по всему, в конце этого года все изменится.
Китайские автомобильные компании сейчас производят все возможные типы автомобилей, от пикапов до минивэнов. Автомобили класса люкс также производятся в Китае, например, седан Hongqi H9 (в переводе «Красное знамя») предназначен для перевозки высокопоставленных чиновников Коммунистической партии. Что-то вроде современной «Чайки», только намного комфортнее: пневмоподвеска, адаптивный круиз-контроль, активное шумоподавление, восемь подушек безопасности и множество других приспособлений. Пока не ясно, можно ли будет купить такой премиальный седан на российском рынке, но в Китае в прошлом году автомобиль стоил около 6 миллионов рублей.
В прошлом году с триумфом дебютировала на мировом рынке SAIC Maxus Mifa, которая в рублевом эквиваленте обошлась бы в 4 миллиона. Даже такие требовательные рынки, как британский и скандинавский, проявляют интерес к минивэну. Минивэн появится на китайском рынке в мае этого года.
Правда, в Россию машина может и не приехать — это электромобиль. А инфраструктура для зарядки электромобилей в России еще слабо развита. Однако нынешний экономический кризис (например, очередное повышение цен на бензин) безусловно подстегнет развитие электромобилей. А показать китайским брендам есть что. Достаточно сказать, что почти 99% всех автобусов с электрическими и гибридными двигателями сейчас производятся в Китае.
А в прошлом году в Китае было продано 3,5 млн электромобилей, столько же машин продано во всей России.
СВПРЕССА — 26.03.2022 в 20:40