Информационный проект «Страхование: Публичный опыт» рассказал о самых частых случаях мошенничества при онлайн-покупке полисов ОСАГО
Достаточно настороженное отношение к онлайн-страхованию, характерное для клиентов классических страховых компаний в начале пандемии COVID-19 весной 2019 года, кардинально изменилось весной 2022 года. Появилось массовое доверие к дистанционному каналу получения услуг. Клиенты оценили удобство и скорость обслуживания, а сами страховщики, трансформировав свои ИТ-инфраструктуры, говорят о повышении экономической эффективности своего бизнеса.
Поэтому рост онлайн-продаж неудивителен. Рынок онлайн-страхования в России, по оценке аналитиков, в 2021 году превысил 109 млрд рублей (рост за год составил около 50%). В 2021 году ОСАГО определила основы рынка онлайн-страхования. Второе: быстрорастущее страхование жизни (в основном кредитное страхование жизни).
«Ассортимент» страхового афериста
К сожалению, преимущества онлайн-страхования сопряжены с некоторыми специфическими рисками мошенничества, к которым клиенты не успели привыкнуть. При этом старые схемы никуда не делись. Скорее одно начало дополнять другое.
Новые риски в основном включают фишинг и социальную инженерию. В первом случае в своем браузере клиент видит «как бы» реальный сайт страховой компании, с которой он хочет оформить полис. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что это мошеннический сайт. В первую очередь отличия заключаются в одном или нескольких символах в адресной строке. Понятно, что любая попытка купить что-либо на таком ресурсе приведет к потере денег или приобретению «полиса» у компании без соответствующей лицензии.
ЦБ России и страховые компании настоятельно рекомендуют перед любыми действиями на сайте убедиться, что данная страховая компания включена в официальный реестр регулятора. Также официальные сайты компаний, реализующих полисы ОСАГО, вы можете найти на сайте Российского Союза Автостраховщиков.
Как клиенты попадают на фишинговые сайты? Либо через искусно созданные ссылки списка рассылки, либо под влиянием опытных социальных инженеров, в просторечии называемых «закладками». Они вдохновляют людей на действия в Интернете, которые почти всегда приводят к потере денег или вовлечению в преступление.
Кибермошенничество, наряду с общеуголовной преступностью, уже давно превратилось в настоящий транснациональный бизнес, к которому различными способами активно привлекаются новые участники и соучастники преступлений. Новичкам рекомендуется, например, попытаться торговать несуществующей недвижимостью или продать поддельные полисы. Попасть в криминал достаточно легко, а вот выбраться крайне сложно, часто только через тесное общение с правоохранительными органами.
Учитесь на чужих ошибках
Какие еще неприятные истории могут привести к незнанию Закона в страховой отрасли? Некоторые недавние случаи:
Мошенничество уже много лет является серьезной проблемой для страховщиков по всему миру. В России, по оценкам экспертов, выплаты по страховому мошенничеству составляют не менее 20% от общего объема выплат. Естественно, с проблемой ведется борьба и принимаются активные меры по предупреждению и выявлению соответствующих фактов.
Но если еще недавно это было классическое «земное» мошенничество, то теперь надо учитывать онлайн-канал. Здесь есть две проблемы. Речь идет, прежде всего, об обмане граждан путем заманивания их на фишинговые сайты, где под видом реальных услуг им продаются несуществующие услуги.
А, во-вторых, благодаря социальной инженерии и нелегальной деятельности тематических групп в социальных сетях в преступные сообщества вербуются наивные граждане, которым предлагается «легкий и безопасный» заработок в сфере страхового мошенничества.
Правоохранительные органы уже сталкивались с обеими проблемами, работая, например, с банками. Накоплен положительный опыт. Однако повышать уровень киберграмотности и цифровой гигиены рядовых клиентов страховых компаний необходимо ежедневно.
5WHEEL — Отзывы — 30.03.2022 в 15:00