22 ноября Госдума РФ рассмотрела инициативу о введении уголовной ответственности за неоднократное нарушение правил дорожного движения (ПДД), создающее угрозу жизни и здоровью человека. Обсуждение состоялось после громкого ДТП на Кутузовском проспекте, когда автоблогер Саид Губденский не справился с управлением своего нового спортивного автомобиля BMW и на большой скорости столкнулся с несколькими другими автомобилями. Для самого блогера и его спутницы авария закончилась трагически, остальные участники ДТП отделались травмами и разбитыми автомобилями. При этом подобных нарушений и случаев опасного вождения у Губденского в анамнезе были десятки, если не сотни. Если бы закон не ограничивался штрафами, блогер мог бы некоторое время сидеть в тюрьме.
Но даже этих мер может быть недостаточно для повышения безопасности дорожного движения. Необходимо более серьезное обсуждение этого вопроса в Государственной Думе РФ и внесение соответствующих поправок в российское законодательство. Также здесь не нужно «изобретать велосипед», все давно придумано и детализировано. Дмитрий Давыдов, бизнесмен, общественный деятель и автор проекта «20 идей развития России», считает, что проблема многих российских водителей в том, что они не считают нарушение ПДД преступным или постыдным. Чтобы переломить ситуацию и мотивировать водителей соблюдать правила дорожного движения, Давыдов предлагает использовать успешный европейский опыт, в котором страны ЕС лидируют в мире по уровню смертности на дорогах.
Плати и нарушай
В Стратегии безопасности дорожного движения, опубликованной в 2018 году, правительство планировало снизить уровень смертности в дорожно-транспортных происшествиях до четырех на 100 000 к 2024 году власти.
Казалось бы, повсеместная установка видеокамер на дорогах России должна мотивировать автомобилистов не нарушать правила дорожного движения. Но эта практика не всегда приносит желаемые результаты, ведь, честно говоря, сегодня многие водители действуют по логике: «Плати штраф и нарушай еще». Человек просто платит по счетам, в качестве некой индульгенции, и спокойно продолжает «грешить» на дорогах. А иногда и очень осознанно, зная, что ничего страшнее небольшого денежного штрафа вас не ждет.
В 2019 году заместитель начальника ГИБДД Александр Быков предложил увеличивать штрафы за каждое последующее нарушение, зафиксированное на камеру. По словам Быкова, многие водители воспринимают штрафы как «плату», тем более что действует и скидка за оперативную оплату. В результате количество зафиксированных камерами нарушений ПДД не уменьшается, а растет ежегодно на 10% в год. То есть не достигается основная цель административного наказания – уменьшение количества правонарушений.
Эта ситуация иногда доходит до абсурда. Уже упомянутый выше блогер Саид Губденский неоднократно размещал на своем канале видеоролики, в которых, не скрывая, нарушает правила дорожного движения: превышение скорости, вождение автомобиля без номерных знаков и т.д. Но видимо количество просмотров и огласки с лихвой покрыло сумму штрафов. При этом лицензия Губденского была отозвана всего один раз — за ложные номера на машине — да и то всего на семь месяцев.
В апреле 2021 года СМИ привели шокирующую статистику об известных автоблогерах. Оказалось, что у некоторых из них было более 500 билетов. Например, блогер Эрик Давидыч, у которого было более трех миллионов подписчиков, 674 раза нарушил правила дорожного движения. В октябре этого года из-за конфликта с девушкой, которая не хотела его пропускать, он перекрыл движение на Circunvalación. Что с ним сделали? Правильно, штраф. Но можно ли ожидать, что человек, нарушивший правила несколько сотен раз, будет вести себя ответственно в будущем?
И хотя безответственные автомобильные блоггеры теперь попали под капот, ясно, что среди водителей есть много рецидивистов, которые не хотят публиковать свои «подвиги» в Интернете.
Уже давно в обществе обсуждают ужесточение наказания за нарушения ПДД. Продвинулись дела и в законодательном поле. В 2021 году Минюст включил в проект нового Процессуального кодекса об административных правонарушениях (КоАП) ужесточение наказаний за повторные нарушения правил дорожного движения.
Этот законопроект предусматривает увеличение количества штрафов, новые наказания, например, за так называемое опасное вождение, а также лишение водителей права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет путем совершение систематических наиболее серьезных нарушений правил дорожного движения (три и более раза в год) или штраф в размере 10-30 тыс руб.
Хотя окончательный перечень правонарушений еще не утвержден, пока в законопроекте речь идет о серьезных правонарушениях: проезде на красный свет, непропуске пешехода на переходе и т д. Да и Вячеслав Володин рассказал о лихачах, представляющих угрозу жизни и здоровью людей.
Конечно, если будет принят новый Кодекс об административных правонарушениях, это будет большим шагом к повышению безопасности дорожного движения, ведь более серьезные наказания заставят водителей задуматься, прежде чем нарушать правила. Например, если раньше за попытку побега от инспектора ГИБДД, подразумевающую угрозу жизни и здоровью граждан, правонарушителю грозил смехотворный штраф в размере 500-800 рублей, то в новой редакции его уже лишают лицензию до трех лет или штраф в размере 40 тыс руб.
А как быть с, казалось бы, незначительными нарушениями, которые не ведут к лишению гражданских прав, не говоря уже об уголовной ответственности? Но такие мелкие нарушения часто создают аварийные ситуации на дорогах
«Незначительные преступления могут нести в себе огромный риск для безопасности, — говорит Дмитрий Давыдов. «Например, если систематическое превышение скорости с 20 до 40 км/ч не грозит лишением прав, то это позволит водителям передвигаться по городу со смертельной и губительной скоростью по соглашению 99 км/ч, рискуя лишь штрафом в 500 рублей».
Общественный активист отмечает, что сегодня всего за тысячу рублей можно не пристегиваться и не останавливаться на дороге в неположенном месте, за полторы тысячи можно держать телефон в руках или ездить по обочине.
«Последствия обычая нарушать «мелочи» за деньги катастрофичны. Во-вторых, с развитием технологий онлайн-платежей и мобильного банкинга процедура оплаты штрафов стала очень простой и похожей на покупку товаров и услуг, что психологически можно воспринять как покупку права на изнасилование», — говорит Давыдов.
И даже предлагаемое ужесточение КоАП вполне позволяет состоятельным водителям продолжать платить штраф, пусть и на более серьезные суммы — до 50 тысяч рублей. Именно поэтому для достижения безопасности дорожного движения в своем проекте «20 идей для развития России» общественный деятель предлагает обратить внимание на усиление информированности и мотивации граждан не нарушать правила. А для этого внедрить систему, которая неизбежно будет грозить злостным нарушителям лишением прав без «но» и «если». Учитывая предстоящие поправки к Своду правил, сейчас самое подходящее время для обсуждения и реализации этих инициатив.
Набрал нарушений — лишился прав
В дополнение к уже существующим предупреждениям и штрафам Дмитрий Давыдов предлагает ввести балльную систему, основанную на методике, которая давно и успешно применяется в Германии. Великобритания, Франция, Канада, Австралия и другие страны, где смертность на дорогах в разы ниже, чем в России (по статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), смертность в ДТП в Великобритании в 2019 г. 3,2, в Германии — 3,8 на 100 000 населения, а в России — 12. В прошлом году этот показатель снизился до 10,9 случаев).
Учитывая особенности России, общественный активист предлагает за каждое нарушение ПДД назначать штрафной балл от одного до восьми в зависимости от степени его влияния на безопасность дорожного движения. Например, нарушение правил использования звуковых сигналов и аварийной сигнализации — 1 балл, проезд на красный свет — 8 баллов.
А дальше все предельно просто: если водитель за два года наберет 15 баллов, он лишается права управления транспортным средством сроком на один год. Для начинающего водителя и для вновь получающих права после выхода на пенсию порог ниже – 8 баллов. Для восстановления прав через год водителю потребуется пройти обучение и сдать экзамены.
Также действует система поощрения ответственных водителей: если у них не будет ни одного нарушения, за каждый год без прокола, с третьего года им будут повышать кредитные баллы на 1 единицу, но не более чем на 20 в сумме.
Эффективность балльной системы доказана многолетним опытом. Например, в Испании есть похожая схема, но не набирать баллы, а их лишать. Каждому водителю изначально начисляется 12 баллов (8 для новичков) и теряется определенная сумма за каждое нарушение. Когда сумма баллов достигает нуля, контроллер автоматически аннулируется.
После внедрения этой системы в 2006 году смертность на дорогах Испании сократилась почти в 4 раза: с 14,4 жертв на 100 000 жителей в 2000 году до 3,7 в 2019 году.
Преимущество предлагаемой системы не только в ее эффективности, но и в простоте реализации. После предложения увеличить штрафы за повторные правонарушения противники этой идеи заявили, что люди просто перестанут их платить, а шерифы «застрянут на своих местах». Но балльная система не заставляет водителей нести дополнительные расходы, а грозит весьма серьезными последствиями в виде лишения прав.
Благодаря активно внедряемой цифровизации система учета штрафных баллов может быть создана на базе существующих государственных информационных ресурсов и не потребует значительных затрат. Ну а если противники идеи все-таки начинают апеллировать к финансовой стороне проблемы, то стоит отметить, что, по данным ВОЗ, ущерб от дорожно-транспортных происшествий в большинстве стран достигает 3% ВВП в год. Поэтому введение системы штрафных баллов может не только спасти тысячи жизней, но и стать очень выгодной мерой для государства. И не столь важно, какой аргумент будет иметь больший вес, главное – результат.
СВПРЕССА — 27.03.2022 в 07:20