Наш динамичный и лихорадочный возраст также способствует опасному безрассудству. Спешка, суматоха, стресс, выброс адреналина, алкоголь – это далеко не полный список того, что заставляет водителей жать на педаль газа. Какой бы регион нашей необъятной страны вы ни выбрали, русские люди везде бесшабашны, пренебрегают скоростным режимом и не боятся штрафов. Кроме того, как выяснили страховщики, виновниками дорожно-транспортных происшествий, в том числе из-за нарушения скоростного режима, чаще всего являются 30-34-летние водители (17% всех аварий), которые ездят на подержанных автомобилях. «Речь идет о молодых людях, многие из которых являются кормильцами семьи. Между тем каждое одиннадцатое ДТП в России приводит к гибели людей. Количество искалеченных, раненых, оставшихся без жизни оценивается примерно в 140 тысяч человек в год. В частности, за первое полугодие в Российской Федерации на дорогах погибло 5 830 человек, а ранено 72 958 человек. Штрафы считаются наиболее действенной мерой предотвращения нарушений ПДД.
«Самое частое правонарушение, фиксируемое на российских дорогах, — это превышение скоростного режима. В 2020 году штрафы за превышение скорости составили 85% от общего числа. При этом их количество увеличилось до 124 млн, увеличившись на 23% по сравнению с 2019 годом. Так, в среднем каждый автомобиль в России штрафовали за сверхбыструю езду 2,5 раза в течение года. Эта тенденция говорит о том, что систематическое нарушение скоростного режима является нормой для многих россиян. В то же время это нарушение — самая частая причина аварий», — вспоминает общественный деятель Дмитрий Давыдов, автор проекта «20 идей для развития России».
Если эта проблема не будет решена, можно будет поставить жирный крест на национальном проекте «Качественные и безопасные автомобильные дороги», согласно которому к 2030 году смертность на дорогах должна быть снижена почти в 3 раза. Наоборот, в этом году произошло увеличение трагической статистики во многих регионах, в том числе в Приморском крае, Забайкалье, Коми, Башкортостане и др. это свидетельствует о недостаточности нынешних мер противодействия безрассудству.
Все, что нужно стране в этом важном вопросе – это лишь политическая воля для создания необходимой законодательной базы, а сделать это можно только при активной поддержке государства.
Обращаем ваше внимание, что должностные лица, ответственные за безопасность дорожного движения, в том числе заинтересованные лица Минюста и Госавтоинспекции, готовят обновление Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), которое будет включать в себя несколько новых штрафов для водителей. Очень вероятно, что за систематическое нарушение ПДД (три и более нарушений в год) можно лишиться прав на 1,5 года или получить штраф в размере 30 тысяч рублей. Первый шаг, похоже, нацелен на больших мальчиков, таких как пресловутая Мара Багдасарян. Они, как говорится, куры денег не клюют, поэтому нужны запретительные меры.
«Объявляя об этих ужесточениях, власти одновременно хотят отказаться от такой меры, как административный арест», — комментирует Давыдов. — Есть понимание, что необходимо гуманизировать законодательство, так как многие нарушения ПДД являются следствием непреднамеренных ошибок: не заметил сигнал, отвлекся на секунду, устал на работе, не выспался за ночь… Именно поэтому необходимо обязательно оснащать новые автомобили интеллектуальными помощниками по скорости, так как сегодня эта задача технически решаема».
Речь идет об интеллектуальной поддержке (также известной как помощь) скорости, которая в терминологии ЕС значится как Intelligent Speed Assist или ISA. Давыдов предлагает не отставать от передовых стандартов безопасности дорожного движения и законодательно обязать оборудовать все автомобили в России интеллектуальными системами помощи при превышении скорости, связанными с диспетчерскими пунктами ГИБДД.
Если мы дадим, например, 4 года на внедрение этого нововведения в нашей стране, времени на адаптацию и рынка, и водителей будет достаточно. В принципе, можно было бы ввести переходный период, начиная с выборочного использования этих систем водителями из групп высокого риска, таких как молодежь, с высоким непосредственным воздействием, как это было в Норвегии. Похоже, родители оценят такое решение, которое станет триггером для автомобилистов старшего возраста.
Давайте проясним: Intelligent Speed Assistance — это не просто дань технической моде или еще одна «золотая кнопка», якобы навязанная производителями автомобилей. Согласно исследованию, проведенному Норвежским институтом экономики транспорта, оборудование ISA и алкоблоки действительно спасают жизни на дорогах, причем в значительном количестве. Оказывается, среди норвежцев есть лихачи, пьяные водители и равнодушные люди, которым наплевать на техническое наполнение своего автомобиля, а уж тем более на ограничительные дорожные знаки.
Европейская обсерватория безопасности дорожного движения на основе испытаний ISA в Великобритании пришла к выводу, что Intelligent Speed Assistant может обнаруживать и исправлять все нарушения превышения скорости, тем самым вдвое сокращая количество аварий со смертельным исходом. Цифры впечатляют, несмотря на критику так называемых «любителей свободы на дорогах», которые категорически не хотят иметь в машине устройство, «задевающее» ГИБДД за каждое превышение скорости.
На самом деле почти каждая страна Старого Света, а также США и Австралия протестировали эти системы в рамках своих реальных исследований. Еврокомиссары были настолько впечатлены норвежскими, британскими, американскими, австралийскими экспериментами и др., что приняли специальный регламент N 2019/2144 Европарламента и Совета Евросоюза, согласно которому концепция двух типов Se внедряют системы ISA — пассивные и активные.
В первом случае установленное оборудование работает в дежурном режиме. В случае нарушения скоростного режима и других пунктов ПДД голосовой помощник информирует водителя. Во втором случае ИСА сама притормаживает и даже останавливается в зависимости от дорожной ситуации, например, страхует впереди идущее транспортное средство от удара.
Чтобы было понятно, какие «приборы» лихачи боятся увидеть в своей машине, поясним: автомобиль, оснащенный ИСА, имеет связь с GPS-навигацией и радиомаяками. Технически это означает, что вы только пытаетесь нарушить скоростной режим или ехать на красный, в случае с пассивной системой голосовой помощник сначала выдаст предупреждение, а затем специальная команда оповестит ГИБДД, которые сразу отправят сообщение онлайн штраф. Что особенно дисциплинирует, так это то, что контроль действует везде.
Учитываются и другие моменты, в том числе метеорологические и технические. В тумане, в условиях плохой видимости, в гололед, в метель, в дождь скоростной режим будет адаптироваться к изменяющимся дорожным условиям. ISA также следит за износом и состоянием шин, что считается вторым по важности вопросом безопасности. «Устройство», которого так боятся безрассудные европейские водители, просто заблокирует зажигание, если решит, что шины «лысые» или давление опасное.
«Умные помощники по скорости скоро помогут решить проблему пробок, — объясняет Дмитрий Давыдов. «Поэтому специалисты Школы транспорта и логистики Юго-Западного Цзяотунского университета предлагают устанавливать для водителей скорости, которые не допускают скопления автомобилей на светофорах, тем самым снижая аварийность в перегруженных городах».
С учетом всех этих моментов с июля 2022 года в Евросоюзе уже нельзя будет разрабатывать и презентовать новые автомобили без ISA, а через два года в Старом Свете будет запрещена продажа автомобилей без интеллектуальных помощников по скорости. России пора брать этот опыт на вооружение.
Кстати, пассивные системы ISA не являются техническим вмешательством в конструкцию автомобиля и уже сегодня могут быть установлены в сервисных центрах без юридических препятствий. А с учетом того, что за три серьезных нарушения ПДД могут лишить прав, голосовой ассистент «скорость» рассудит если не всех, то абсолютное большинство водителей.
СВПРЕССА — 27.03.2022 в 09:20